Дисграфия

С началом обучения в школе у некоторых детей неожиданно обнаруживаются затруднения с письмом и чтением. Способные и умные ребята, которые прекрасно разбираются в математике, вдруг допускают на письме нелогичные, специфические ошибки, которые трудно исправить. Обычными, общепринятыми в школьных методиках приемами, ошибки детей с дисграфией невозможно преодолеть!

Эти проблемы не решаются самостоятельно, и на их устранение необходимо время, а также профессиональная помощь специалиста - логопеда.

Что же такое дисграфия?

Дисграфия - это нарушение письменной речи, обусловленное несформированностью высших психических функций, частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, неповторяющихся ошибках.
Дисграфия проявляется пропусками букв и слогов, что говорит о том, что младший школьник не выделяет на слух гласные звуки, либо определенные согласные звуки, либо целые слоги не фиксируются в его восприятии в составе звуковых компонентов слова.
При дисграфии ученик выделяет на слух в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбирает не соответствующую ему букву. Это может иметь место при нестойкости соотношения звука и буквы, что происходит, когда не закрепилась связь между значением и зрительным образом буквы, при нечетком различении звуков, имеющих акустическое и артикуляционное сходство, при не упроченном запоминании букв, имеющих сходство в начертании.

На что нужно обратить особое внимание:


1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он - переученный левша.
3. Если Ваш ребенок занимался с логопедом.
4. Если в семье говорят на двух и более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
7. Если ребенок допускает на письме:

  • смешение букв по оптическому сходству:

б-п, т-п, а-о, е-з, д-у;

  • ошибки, вызванные нарушенным произношением, когда ребенок пишет так, как говорит: лека (река), суба (шуба);
  • при нарушенном фонематическом восприятии смешиваются

о-у, ё-ю, согласные р-л, й-м, парные звонкие и глухие со-гласные, свистящие и шипящие звуки ц, ч, щ. Например, тыня-дыня, клёква-клюква;

  • пропуски букв, слогов, недописывание слов (прта-парта, моко-молоко);
  • отличается стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.


Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.