Страхи от старших

Как часто слышатся вокруг такие слова, когда родитель не знает, как справиться с непослушным ребенком? «Баба Яга придет и тебя утащит» «Если не будет спать, «бабайка» придет и тебя заберет» «Будешь так кричать, дядя милиционер тебя заберет и посадит в тюрьму» «Тише-тише, а то сейчас вон та чужая тетя тебя заберет» «Ну-ка хватит так себя вести, врач придет и сделает укол большой иголкой»

В нашей стране этот метод воздействия на разыгравшееся или плачущее дитя передается по наследству – в каждой семье свои «пугалки» и свои разновидности внушенных страхов. Чаще всего навязываются: «страхи с участием сказочных чудовищ», «страх передачи ребенка чужим людям», «страх злых специалистов», «страх расставания с мамой». Страх может играть и позитивную роль, если он направлен на включение механизма самосохранения. Например, страх кипящей на плите кастрюли или летящей на красный свет машины.

В данном случае страх оправдан. Нужно ограждать ребенка от того, что угрожает его жизни. Но сейчас мы говорим о страхах, разрушающих доверие между малышом и родителями, страхах, сеющих в душе ребенка чувство тревоги. Ребенок всецело находится во власти родителей или людей, их заменяющих, и влияние их на развитие личности малыша неизбежно. Как эти ни странно, родители добровольно заставляют маленького беззащитного ребенка испытывать страх перед миром, и без того таящим множество невыдуманных опасностей, тем самым увеличивая степень его недоверия к нему.

Известный американский психоаналитик Карен Хорни еще в 40-х годах XX века доказала, что главной является потребность в безопасности, поскольку именно безопасность гарантирует полноценное развитие личности ребенка. Безопасность ребенка обеспечивается родителями, именно они должны его поддерживать, проявлять по отношению к нему любовь и заботу. Психотерапевт Эрик Эриксон писал о формировании «базового доверия-недоверия» к миру в первый год жизни. Ребенок появляется на свет абсолютно зависимым и беззащитным, испытывающим физический дискомфорт.

Малыша окружает мир звуков, запахов, цветов. Он не понимает, враждебен ли этот мир или можно ему доверять. Мама может упорядочить это разнообразие, создав доверие между собой и малышом. Если же ребенка начинают запугивать и обманывать, постепенно у него сформируется недоверие к родителям, родным, а через них впоследствии и ко всему миру. Все, что нарушает безопасность ребенка в отношениях с родителями, порождает тревогу. Нормально ли говорить своему малышу «Если не успокоишься, я тебя отдам тому дяде»? Вы же не отдадите, верно? Но боязнь разлуки с мамой, вероятность материнского предательства внушите точно.

Ребенок может вырасти с установкой на зависимость от людей и в будущем вступать в неблагополучные отношения, лишь не быть одному. Лишь бы не бросили. Недоверие к миру в детстве определяет несчастливую судьбу во взрослом возрасте. Многие психологические проблемы выросшего ребенка родом из тех самых детских «бабаев», «злых врачей» и «милиционеров». Мистические непонятные существа наносят больший вред ребенку, чем реальный запрет. Ограничение на просмотр мультиков, к примеру.

Многие дети боятся спать в темноте, а если еще призывать «Бабая», то их воображение и вовсе дорисует ужасающие картинки, страшных существ с зубами, рогами и хвостами. Так недолго и энурез вырастить. Все эти основанные на обмане «пугалки» навязываются ради получения очень уважаемой родителями и бабушками-дедушками выгоды – послушного поведения. А если родителя на работе все время запугивать проверками, снижением зарплаты, тем что «придет дядя из прокуратуры и посадит в тюрьму?» Взрослый человек в такой ситуации начнет заметно нервничать. А что говорить о беззащитном ребенке, который только познает мир? Страх врача тоже родом из детства.

Миллионы родителей подсознательно боятся врачей, годами не посещают их, передают страх ребенку, нанося огромный вред его здоровью. Целые семьи могут жить без прививок, лечиться капустным листом, пить настой из ромашки, когда нужно бегом делать операцию, спасаясь от язвы. Откуда такая дремучесть в веке нанотехнологий? Из страха, когда-то внушенного двухлетнему ребенку. «Если сейчас же не прекратишь истерику, я вызову «Скорую помощь» с мигалками, тебе сделают укол острой иглой и увезут без мамы в больницу! Понял?» Навязанная негативная роль врача в его развитии через рисование образов «длинной иглы», «громкой жужжащей бормашины стоматолога», «больничной палаты без родителей». Профессионалы, которые должны помогать, становятся врагами…А все для того чтобы громко кричащий на улице ребенок мигом замолчал, перестав бросать тень на компетентность родителя в глазах прохожих. Мама выдыхает и думает: «Ну, вот, успокоился». Ничего подобного, ребенок проглотил слезы вместе со страхом, который теперь прочно поселился в его душе. Отныне он смертельно боится врачей и того, что мама может от него отказаться. Зато механизм «стимул – реакция» заработал!

Ребенок разбаловался, мама его припугнула злым доктором, он замолчал. Постепенно такая схема приводит к истерикам у поликлиники, сбеганию из медкабинета в школе и тотальном игнорировании собственного здоровья во взрослом возрасте. Малыш еще не понимает, что мама или бабушка говорит все это понарошку. Он верит их угрозам. Но зачем наносить такой непоправимый вред самому дорогому человечку на свете? Любое правило поведения можно объяснить, замотивировать изменить поведение, а не запугивать. Ребенок не хочет уходить из парка, скажите, что скоро придет голодный папа и его надо покормить. Сейчас вы вместе приготовите что-то вкусненькое всем на ужин.

Если малыш не засыпает - можно найти другие способы уложить его спать, без «Бабайки», рассказав добрую сказку, погладив, прижав к себе, спев песенку, поговорив с ребенком о том, что же его так беспокоит, раз он не может заснуть. Чадо убегает от назальных капель? Вместо запугивания врачами, можно рассказать сказку про вредных микробов, которых надо уничтожить с помощью лекарства. И тогда вы быстрее пойдете гулять на улицу со здоровым носиком. Детская психика – очень хрупкий инструмент, с которым надо бережно обращаться. Создавайте доверие между вами, ищите безопасные способы общения, а если не получается, посоветуйтесь с детским психологом, он всегда подскажет.

Автор: к.псих.н., доцент кафедры психологии и педагогики СГСПУ Бусыгина Т.А.